Закрыть меню

      Ягодное – село, центр Ягодновского сельсовета. Освоено в середине 17 века, а точнее 1676 году служивыми людьми. В то время местность была занята лесами, было много ягод. По одним данным название нашего села образовалось от названия реки Ягодная Ряса, по другим из-за огромного количества росших здесь ягод. У нас в селе на этот счет существует легенда: проезжал по нашей местности купец, ехал он лугами, полями и все колёса его телеги были испачканы раздавленными ягодами, от которых шёл приятный ягодный аромат. Вот купцу местность очень понравилась, он и назвал её Ягодным.

      Село Ягодное возникло в середине 17 века (1676г.). В то время местность была занята лесами. Было много ягод. Поэтому, село, возникшее в этой местности, стало называться Ягодное. Сюда приезжал охотиться помещик  Давыдов. Местность ему понравилась. Он привез и поселил сюда крепостных крестьян: 3 дома на Астаповке, 3 дома на Арсеновке, 3 дома на Каменке, 4 дома на Путилинке, 2 дома на Сазоновке.  Вскоре Давыдов проиграл эту землю (48 десятин) помещику Самарину. У Самарина ее купил помещик Хомяков, член четвертой Государственной Думы. Он имел 25 имений, 6 домов в Москве, 5 домов в Петербурге. Это 1300 десятин земли. В Ягодном у него был винный завод. Затем Ягодное оказалось в руках помещика Лапухина, потом Белокопытова. Ягодное располагалось при реке Ягодная Ряса в качестве села с церковью «Богоявленная Господня». Упоминается о ней в окладной 1676 года, где в приходе этой церкви числится 40 дворов казаков, в притче один поп Иваныч церковная земля не упоминается. Дани по окладу 1676 года положено двадцать семь алтын четыре деньги.

      В 1683 году из дач села Ягодное была выделена земля в поместье Григорию первому ИЕВЛЕНУ – МОКРИНСКОМУ. В 1716 году Богоявленский поп Герасим да церковный причетник Никита Сидоров перед мандритом Фёдором Григорьевичем Ляпуновым указали по переписи 1710 года на свой двор, на двор дьячка Никиты и двор вдовы – попадьи Семеновской. По переписи 1716 года показано – рейтеров 5 дворов, городовых – 6 дворов, вдовьих -  2 двора, 1 двор – нищенский. В 1834 году в приходе к Богоявленской церкви 34 двора. Вместо Богоявленской церкви в 1761 году была поставлена новая деревянная церковь. В приходе, состоящем из одного только села, при 336 дворах в 1885 году числилось мужского пола – 1020, женского – 996.

            Грамотных – 441.

     Большинство прихожан жило плохо. Многие уходили в Московскую губернию на торфяные работы.

     Революция 1905 – 1907 гг. была народной. Трудно было найти город или село, которые не были охвачены волнениями. Основными формами крестьянского движения были разгромы помещичьих усадеб, захваты купеческого и помещичьего хлеба, скота и имущества, массовые порубки леса. В ряде мест происходили вооруженные столкновения с полицией и войсками.

     В Ягодном в 1905 – 1907 гг. крестьяне сожгли имение помещика Клентовского. Погорела скотина. Стены зданий после пожара он продал управляющему Хомякову Изеймунду. Сожжено было имение Черкасова Ивана Ивановича. Сгорели рига, хлеб, часть скота. Землю Клентовский и Черкасов продали крестьянам через Крестьянский банк. В 1905 – 1906 гг. Хомяков Николай Алексеевич построил спиртзавод с целью получения большого количества земли. Без завода он имел 350 га земли, а с заводом – 1000 га. При заводе имелось общежитие для рабочих, которые в 1905 году сожгли у Хомякова 2 скотных двора,

      2 скирда соломы. В поджоге принимали участие Елчин Васи Лий Филиппович, Кулешов Федор Алексеевич. Хомякова дома не было. Он приезжал один раз в пять лет на одни сутки. Управляющий Изеймунд Антон находился в Спешнеивановке.

      В 1917 году произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, которая уничтожила власть помещиков и капиталистов, частную собственность на землю, фабрики, заводы, шахты, рудники. Крестьяне села взяли власть в свои руки, стали работать сами на себя. Членами волисполкома были Вишняков Егор Алексеевич, Савин Емельян Семенович. Они заведовали земельным отделом.  В 1923 – 1924 гг., когда Горелов Лука Филиппович вернулся с фронта, райисполком порекомендовал его на должность председателя волисполкома как хорошего общественника, члена партии 1919 года. Выборы в волисполкоме происходили в здании, в котором в настоящее время находится Дом культуры. Кулаки принимали все меры к тому, чтобы Горелов не был избран председателем. Они погасили свет, набросились на Горелова. К счастью, он оказался у окна. Стекло выпало. Горелову удалось бежать. Семь человек активистов были арестованы. На втором собрании Горелова избрали председателем комитета бедноты. А председателем волисполкома был избран Шубин Гавриил Александрович. Сельское хозяйство велось отсталыми способами. Землю обрабатывали сохой, бороной, плугом. Урожаи получались очень низкие.

      В 1930 году крестьяне объединились в колхоз. Председателем сельисполкома в это время был Кулешов Павел Николаевич. Секретарем парторганизации – Исаулов Владимир Дмитриевич. Первый колхоз назывался – колхоз имени Сталина. Правление находилось в здании бывшего медпункта. Председателем колхоза был Андреев Антон Александрович, Чиверев Филипп Филиппович, Сграбилов Василий Ильич,  Гудилин Иван. В 1931 году было создано 10 колхозов. В Ханеевке было 3 колхоза: «Новая жизнь» - председатель Чиверев Ф.Ф., «Ворошиловка» - председатель Губарев К.А. В Хрущевке колхоз имени Молотова – председатель Копцев Михаил Николаевич. На Путилинке – имени Калинина – председатель Татаров Макар Егорович. На Белокопытовке – «Парижская коммуна» - председатель Елчин Григорий Степанович. В Ягодном – «Красная звезда» - председатель Богословский Петр Александрович. На Сазоновке – «Красный луч» - председатель Зайцев Никифор Васильевич. На Арсеновке – «Новый путь» - председатель Петракушин Роман Платонович. В 1945 году колхозы объединились в один колхоз «Имени Молотова». В 1956 году колхоз стал совхозом. Это было отделение совхоза «Данковский». В 1967 году он стал отдельным совхозом «Ягодновский». Его первым директором был Алехин Алексей Иванович.

     За первое время своего существования наши колхозы, как и многие другие колхозы страны встретились с большими трудностями. На помощь колхозникам пришло государство. В колхозах организация труда стала новой: установлены нормы выработки, положено плановое начало в работу колхозов, организованы фермы. В районе организовали МТС. Трактора вышли на поля колхозов. Все это помогло укрепить их. Улучшилось положение крестьян села.

     Но 22 июня 1941 года на Советскую страну напали фашисты.  Ушли на фронт и мужчины нашего колхоза. Женщины,, престарелые, подростки взяли на себя всю тяжесть труда в колхозе, чтобы обеспечить фронт и тыл продуктами сельского хозяйства. После окончания войны труженики села восстановили хозяйство.

В 1956 году образовался совхоз. Совхозу принадлежал сад. Заложен рабочий поселок в саду. В 1971 году совхоз возглавил Тушов Иван Семенович. Крепнет связь совхоза с шефами, построено два зерносклада. В 1976 году назначен новый директор Покидов Валентин Васильевич. Продолжается строительство: в первый год построено 4 дома и заложено общежитие. В 1980 по 1997 гг. хозяйство возглавлял Титеев Алексей Иванович.

Были установлены тесные связи с НЛМК, развернулось большое строительство, благодаря которому многие жители нашего села переселились в благоустроенные квартиры.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕРЕВНИ ХАНЕЕВКА

        ХАНЕЕВКА -  в документах 1680 года отмечается, что около Ягодного Верха была поместная земля служилого человека Ханеева. Поселенная вскоре на ней деревня получила название по его фамилии. По словам старожилов, деревне Ханеевка более 200 лет.

        До революции 1917 года жители Ольшановки и Кондарёвки были барскими людьми, а Надворенские – свободными. У Надворенских была своя земля, лошади (у некоторых хозяев насчитывалось до 6 лошадей), коровы, свиньи. Они могли свободно заниматься своим личным хозяйством.

        Барских же людей Ольшановки и Кондарёвки мучила жестокая эксплуатация помещиков. Барщина и оброк были на плечах крестьян до революции 1917 года. Земли у крестьян было очень мало или вообще не было. У Ханеевского же помещика было очень много земли. И крестьяне трудились от зари до зари. Сам помещик жил на Ольшановке. У него был огромный дом с роскошным садом. Помещик был очень властным, жестоким, своенравным. У помещика был сахарный завод.

        Жили крестьяне в избах, покрытых соломенной крышей. Топились избы по-чёрному. По рассказам Кочетковой Прасковьи Павловны, печи с трубами стали делать после Великой Октябрьской Социалистической революции. Пол в домах земляной, в зимнее время здесь же помещали вместе с людьми и скот.  У некоторых нерадивых хозяев навоз не убирался по несколько дней. Топили соломой. Стол, длинная лавка, задник – обстановка крестьянской избы.

        Волна Октябрьской Революции прокатилась по всей России. Революционного восстания в деревне не было. Помещик, забрав своё богатство, уехал в неизвестном направлении, оставив свои земли. Вставал вопрос о разделе помещичьей земли. Крестьяне собрали собрание, где решили организовать комитет бедноты, который бы руководил разделом помещичьей земли. В его состав вошли: Кочетков Фёдор Дмитриевич, Пимахин Спиридон Карпович, Гудилин Тимофей Иванович, Попов Иван Герасимович, Панин Архип Кондратьевич. Возглавил комитет бедноты Пимахин Спиридон Карпович. Землю разделили по душам. Все крестьяне имели землю. Создался в деревне Ханеевка и Местный Совет. Первым председателем был Косых Матвей Иванович, который впоследствии уехал в Москву и там умер. В этот период в Ханеевке насчитывалось 170 домов:

        В Кондарёвке – 44 дома;

        На Ольшановке – 46 домов;

        В Надворенке – 80 домов.

        В 1918 году молодая советская республика была в кольце врага. Весь трудовой народ поднялся на её защиту. Из Ханеевки на гражданскую войну ушло около 20 человек. Погибло – трое. Житель деревни – Панин Архип Кондратьевич был в дивизии Чапаева. Архип Кондратьевич помнил слова Василия Иванович: «Воевать – так воевать!»

        Организация колхозов в Ханеевке началась в 1932 году. Крестьяне шли в колхоз неохотно. Особенно боялись колхозов женщины. Активисты проводили агитацию по вступлению в колхоз. Собирали собрания, на которых рассказывали всю правду о колхозе. После этого народ стал потихоньку вступать в колхоз. Первыми колхозниками стали: Гудилин И.Ф., Кочетков Ф.Д., Пимахин Г.С. На территории деревни образовалось 3 колхоза:

        Ольшановка – «Имени Ворошилова» председатель Губирев К.А.,

        Надворенки – «Новая жизнь» председатель Панин Г.Н.,

        Кондарёвка – «Новый путь» председатель Гудилин И.Ф.

Колхозники объединили лошадей, плуги, бороны, часть скота. В «Новой жизни» было 53 лошади, 12 плугов, много борон, коровы, телята, свиньи.

        В 1934 году появился первый трактор. Фамилию первого тракториста жители не помнят, но он был не местный.

Передовым колхозом был колхоз «Имени Ворошилова». Перед войной 3 колхоза объединились в  один.

        К 1940 году колхоз в деревне Ханеевка пошёл в гору. Но этот рост был нарушен. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Все мужчины ушли на фронт. В деревне старики и женщины. Трудно им приходилось в это время.

Председателем в это время был Панин Г.Н. Все делали вручную: пахали на быках, подносили снопы к скирдам, жали, молотили. Подростки были первыми помощниками. Всего жителей деревни Ханеевка погибло на войне – 55 человек.

        В 1957 году Ханеевский колхоз присоединили к Ягодновскому отделению совхоза «Данковский».

        Деревня Ханеевка расположена на севере Липецкой области. С севера от Ханеевки расположено село Ягодное. Северо – восточнее Ханеевки расположены сёла Избищи и Гагарино. Через деревню проходит дорога в село Бигильдино. На территории деревни Ханеевка расположены 3 пруда: Кондарёвский, Ольшанский и Надворский.

Со всех сторон деревни расположены овраги. Создается впечатление о том, что Ханеевка расположена на холме. В построении ханеевских улиц нет определенного порядка.

ИСТОРИЯ СЕЛА ИЗБИЩИ

        ИЗБИЩИ  - село сельского поселения Ягодновский сельсовет Данковского района. Основано в середине 17 века. Отмечается в переписной книге А.Засецкого 1668 года, где говорится, что в селе насчитывалось 22 человека детей боярских городовой службы. Название говорит о том, что место занятое служивыми людьми в середине 17 века, заселялось не впервые. До этого на этом месте было более старое селение, возможно, еще до монгольского периода.

                                                       Липецкий энциклопедический словарь. 

                                                       Составил Шахов В.В. 1994г.

        Служивых людей вошедших в состав государственного двора называли дворянами, а остальную «служилую мелкоту» именовали детьми боярскими.

        Земля в селе Избищи была государственная, тогда такая земля называлась черная, а земля бояр и дворян, которая передавалась по наследству – белая.  Земля детям боярским в селе Избищи давалась лишь на время службы и формально оставалась «землей великого князя». Крестьяне в Избищах были не крепостными, а государственными или черносотными. Кому же принадлежала черная земля – крестьянам – общинникам или государству? Историки не пришли к единому мнению по этому вопросу. Ясно лишь одно: жилось черносотным крестьянам легче, чем частновладельческим, которым приходилось выполнять все более тяжелые повинности в пользу вотчинников и помещиков.

        Большая часть прихожан по причине недостатка  земли жили плохо. Многие уезжали в Новороссийские земли или в Москву в батраки и ломовые извозчики.

По штату в церкви в 1873 году в причте положено  1 священник и 1  псаломщик.

       Селу более 500 лет. Существовало оно еще в период монголо – татарского нашествия (14 – 15 века). В этом месте был карцер избиения. Отсюда название – Избищи. Основоположниками этого села были два поселенца -  Голяшин и Сграбилов, которые жили на двух разных концах поселения. В этот период на территории села протекала река, которая огибала село Галицыно и село Воейково, и впадала в реку Дон. Кроме того в этом месте был богатый лес, большую площадь занимали плодородные черноземные поля и богатые сочной травой заливные луга. Благодаря этому сюда стало съезжаться много людей и количество дворов перед революцией приближалось к двумстам. После революции  осталось около 170 дворов. Помещиков  в селе Избищи не было, на каждую семью выдавали 40 десятин земли. Но среди крестьян были и безземельные. Например дед Голяшина Ивана Михайловича после 25 лет службы в царской армии вернулся домой, но земли ему не досталось, так как раздел земли был закончен. Ему пришлось идти в батраки. Управлял всеми делами в селе староста. У него в подчинении был писарь. Жители собирались на общий сход для решения разных вопросов.    В селе была трехпальная система обработки земли. Урожаи были 150 -  300 пудов с гектара. Гречиха была главной посевной культурой. Очищенную крупу отвозили в Москву. Каждый хозяин отвозил не менее 12 возов. Выращивали картофель.

        Дома были в основном деревянные. Бань не было. Полы в домах были земляные.

        По рассказам старожилов в 1930 году в селе открылась изба-читальня.  Так называлось мест о, где селяне увлекались чтением. Только в 1953 году было построено новое здание.

        В настоящее время в селе Избищи восстанавливается церковь Дмитрия Солунского.

       В церковном календаре Алексея Засецкого в 1668 году, где в том селе показано 22 человека детей боярских, городовой службы. В  1676 году в окладных книгах говорится о существовании в Избищах деревянной церкви с одним престолом, освященный во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. В окладной книге за 1676 год значится церковной земли 20 четвертей в поле, сена на 10 копен; в приходе числилось 35 дворов детей боярских, 2 двора бобыльских и 1 двор поповский. Всего тридцать восемь дворов.  Церковь облагалась данью в размере 24 алтына.

        В 1716 году в причте значатся 2 лица, рейтарских 2 двора, солдатских 1 двор, солдатских и драгунских жен 2 двора, 1 двор вдовий и 9 дворов пустых. С каждым годом население села росло, и  соответственно увеличивалось число прихожан. В 1734 году в селе значилось 41 двор, а в 1755 году – 49 дворов. Упоминаемая в 17 веке в селе Избищах Дмитриевская церковь  в 1781 году сгорела. Надо было срочно строить новый храм. И тогда в  феврале 1781 года священник Павел Наумов совместно с прихожанами просил у епархиального начальства дозволения перенести из соседнего села Воейково готовую церковь и поставить её в селе  Избищах на месте сгоревшей. Разрешение было получено, и в Избищах снова появился свой храм. Главным вкладчиком при построении церкви, освященной также в честь великомученика Дмитрия Солунского, был помещик Н.Ив.Логовчин. В 1829 году начавшая приходить в ветхость кровля была заменена железной, в 1848 году возобновлен полинявший от времени иконостас, а в 1862 году в церкви были сделаны пристройки с северной и южной стороны храма, укрепляются стены и своды.

        Раньше церковь Дмитрия Солунского входила в состав Рязанской епархии, а ныне она находится на территории Липецкой и Елецкой епархии. В советское время церковь была закрыта и разорена Дмитриевская церковь была исправлена. В 1846 году на ней тесовая. От настенной живописи, икон и внутреннего убранства практически ничего не осталось. Церковь в советское время использовали как зернохранилище, а в колокольне была устроена водонапорная башня.

        Восстановление прихода началось лишь в апреле 2010 года.

За первый год на средства прихожан и благотворителей с Москвы удалось вставить 12 окон, перекрыть трапезную часть храма, очистить храм от мусора, перекрыть пол в алтаре.

Дата изменения: 03.10.2019 16:37